Главная » Молитвы » Молитва — Отче наш: текст на русском языке с толкованием

Молитва — Отче наш: текст на русском языке с толкованием

Молитва #171;Отче наш#187;: текст на русском языке с толкованием

Молитва - Отче наш: текст на русском языке с толкованием

Текст молитвы #171;Отче наш#187; на русском языке:

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Текст молитвы #171;Отче наш#187; на церковнославянском языке (с ударениями):

Отче наш, Иже еси на небесе́х!

Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,

Да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;

И оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;

И не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

Толкование молитвы #171;Отче наш#187;:

Отче наш, Иже еси на Небесех! Смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих! В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей: и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили.



Когда же говорит на Небесех, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и в горних жилищах.

Далее, этими словами Он научает нас и молиться за всех братьев. Он не говорит: Отче мой, Иже еси на Небесех;, но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие. Действительно, какой вред от низкого родства, когда по небесному родству мы все соединены и никто ничего не имеет более другого: ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник более подчиненного, ни царь более воина, ни философ более варвара, ни мудрый более невежды? Бог, удостоивший всех одинаково называть Себя Отцом, чрез это всем даровал одно благородство.

Итак, упомянув об этом благородстве, о высшем даре, о единстве чести и о любви между братиями, отвлекши слушателей от земли и поставив их на небесах — посмотрим, о чем, наконец, повелевает Иисус молиться. Конечно, и наименование Бога Отцом заключает в себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару. Однако Спаситель этим наименованием не удовлетворился, но присовокупил и другие изречения.



Да святится имя Твое, говорит Он. Ничего не просить прежде славы Отца Небесного, но все почитать ниже хвалы Его, вот – молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом! Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ). И Серафимы, славят Бога, так взывают: Свят, Свят, Свят! ( Ис. 6:3 ). Итак, да святится значит да прославится. Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили. Пред всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке — это есть признак совершенной мудрости.

Да приидет Царствие Твое. И эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ. Такая молитва происходит от доброй совести и души, свободной от всего земного.

Этого и апостол Павел желал каждодневно, почему и говорил: и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления искупления тела нашего ( Рим. 8:23 ). Кто имеет такую любовь, тот не может ни возгордиться среди благ этой жизни, ни отчаяться среди горестей, но, как живущий на небе, свободен от той и другой крайности.



Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству, но доколе этого не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям. Должно желать, говорит Он, неба и небесного. Впрочем, и прежде достижения неба Он повелел нам землю сделать небом и, живя на ней, так вести себя во всем, как бы мы находились на небе, и об этом молить Господа. Действительно, к достижению совершенства горних Сил нам нимало не препятствует то, что мы живем на земле. Но можно, и здесь обитая, все делать так как бы мы жили на небе.

Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются (потому что сказано: сильнии крепостию, творящии слово Его – Пс. 102, 20 ) – так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.

Видишь ли? – Христос научил и смиряться, когда показал, что добродетель зависит не от одной только нашей ревности, но и от благодати небесной, и вместе с тем заповедал каждому из нас во время молитвы принимать на себя попечение и о вселенной. Он не сказал: да будет воля Твоя во мне; или в нас;, но на всей земли – то есть, чтобы истребило всякое заблуждение и насаждена была истина, чтоб изгнана была всякая злоба и возвратилась добродетель и чтобы, таким образом, ничем не различалось небо от земли. Если так будет, говорит Он, то дольнее ничем не будет различаться от горнего, хотя по свойству они и различны; тогда земля покажет нам других ангелов.



Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Что такое хлеб насущный? Повседневный. Так как Христос сказал: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, а беседовал Он с людьми, облеченными плотью, которые подлежат необходимым законам природы и не могут иметь ангельского бесстрастия то, хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют их, однако снисходит к немощи природы и как бы так говорит: Я требую от вас равноангельной строгости жизни, впрочем не требуя бесстрастия, поскольку того не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище;.

Смотри, однако, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном – но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: хлеб насущный, то есть повседневный. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: даждь нам днесь, чтобы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем? Это Спаситель заповедал и далее затем в своей проповеди: Не заботьтесь, — говорит, — о завтрашнем дне ( Мф. 6:34 ). Он хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верою и не более уступали природе, чем сколько требует от нас необходимая нужда.

Далее, так как случается грешить и после купели возрождения (то есть Таинства Крещения. — Сост.), то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших и так говорить: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.



Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол и после неизреченно великого дара оправдания Он опять согрешающих удостоивает про щения. lt;…gt;

Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием.

Особенно же достойно замечания то, что Он в каждом вышесказанном прошении упомянул о всех добродетелях, а этим последним прошением еще объемлет и злопамятство. И то, что чрез нас святится имя Божие, есть несомненное доказательство совершенной жизни; и то, что совершается воля Его, показывает То же самое; и то, что мы называем Бога Отцом, есть признак непорочной жизни. Во всем этом уже заключается, что должно оставлять гнев на оскорбляющих нас; однако Спаситель этим не удовлетворился, но, желая показать, какое Он имеет попечение об искоренении между нами злопамятства особо говорит об этом и после молитвы припоминает не другую какую заповедь, а заповедь о прощении, говоря: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам Отец ваш небесный ( Мф. 6:14 ).

Таким образом это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел права жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим Собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от меня получишь то же благодеяние – хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого. Ты прощаешь другого потому что Сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды; ты прощаешь сорабу, а Бог – рабу; ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен



С другой стороны, Господь показывает Свое человеколюбие тем, что хотя бы Он мог и без твоего дела простить Тебе все Грехи, но Он хочет и в этом благодетельствовать Тебе, во всем доставлять тебе случаи и побуждения к кротости и человеколюбию – гонит из тебя зверство, угашает в тебе гнев и всячески хочет соединить тебя с твоими членами. Что ты скажешь на это? То ли, что ты несправедливо потерпел от ближнего какое-либо зло? Если так, то, конечно, ближний согрешил против тебя; а если ты претерпел по справедливости, то это не составляет греха в нем. Но и ты приступаешь к Богу с намерением получить прощение в подобных и даже Гораздо больших грехах. Притом еще прежде прощения мало ли получил ты, когда уже научен хранить в себе человеческую душу и наставлен кротости? Сверх того и великая награда предстоит тебе в будущем веке, потому что тогда не потребуется от тебя отчет ни в одном грехе твоем. Итак, какого будем достойны мы наказания, если и по получении таких прав оставим без внимания спасение наше? Будет ли Господь внимать нашим прошениям, когда мы сами не жалеем себя там, где все в нашей власти?

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными. Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: избави нас от лукавых;, но — от лукаваго,— и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, – говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти.



Когда Спаситель говорит: Твое есть Царство, то показывает, что и тот враг наш подчинен Богу, хотя, по-видимому, еще и сопротивляется по попущению Божию. И он из числа рабов, хотя и осужденных и отверженных, а потому не дерзнет нападать ни на одного из рабов, не получив прежде власть свыше. И что я говорю: ни на одного из рабов? Даже на свиней не дерзнул он напасть до тех пор, пока сам Спаситель не повелел; ни на стада овец и волов, доколе не получил власти свыше.

И сила, – говорит Христос. Итак, хотя бы ты и весьма был немощен, однако должен дерзать, имея такого Царя, Который и чрез тебя легко может совершать все славные дела, И слава во веки, Аминь,

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Молитва на очищение рода от грехов до 12 колена

Как очистить род молитвами Не найти на свете такого человека, в которого не было бы родственников. Мы не одиноки в этом мире. У нас есть ...

Именины Алисы — характер, значение, судьба, семья и церковная форма

Именины Алисы — любовь, характер, судьба, значение и церковная форма Имя Алиса возникло в Древней Германии от слова благородная, принадлежность к высшему обществу. Есть еще ...

Молитва чтоб ни в чем не было отказа: сильное послание богу

Сильная молитва чтоб ни в чем не было отказа Каждый человек хочет успеха в личной жизни и работе. Часто возникает ситуация, когда чтобы получить желаемое, ...

Молитва Царю Небесному: текст на старославянском и перевод

Молитва Царю Небесному: текст на старославянском и перевод В момент отчаяния и скорби человек ищет утешение. Православная церковь говорит, что такой утешитель есть, и называется ...

Именины Алины в церковном календаре православных и католиков

День ангела Алины по церковному календарю Имя Алина имеет европейское происхождение. Оно было очень популярно в Германии и Франции. В переводе с латинского Алина – ...

Именины Алексея: судьба и дни поминовения по церковному календарю

Имя Алексей: день ангела по церковному календарю, дни именин по церковному уложению Именины – это день памяти святого защитника, с чьим именем крещен человек. Все, ...

Молитвы о здравии болящего: исцелении от болезни, ребенка, родителей, матери, Матроне Московской, Николаю Чудотворцу

Молитвы о здравии болящего Молитвы о здравии всегда очень востребованы. Они используются в самых различных жизненных ситуациях. Люди возносят молитвы к Спасителю, Пресвятой Богородице и другим святым для того, чтобы исцелится от различных тяжелых недугов, восстановится после операции и помочь выздороветь близким людям.

Молитва Спиридону Тримифунтскому о здравии и работе

Молитва Спиридону Тримифунтскому о здравии и работе Когда заболела моя тетя, коллега по работе посоветовала молиться святому Спиридону Тримифунтскому. Молитва Спиридону Тримифунтскому о здравии поставила ...

Молитва Символ веры: текст с ударениями, слушать аудио

Молитва Символ Веры: текст с ударениями Молитва “Символ веры”, текст которой со всеми ударениями представлен ниже, считается в христианстве одною из основополагающих. Такая её особенность ...

Правило от осквернения

Правило от осквернения. Молитва от осквернения. Внегда случится кому искуситися во сне по действу диаволю. И востав от одра, творит поклоны, глаголя: Боже, милостив буди мне грешному.

Молитва Серафиму Саровскому о помощи, молитвенное правило

Молитва Серафиму Саровскому о помощи, молитвенное правило Святой Серафим Саровский очень почитается православными верующими. Особенно сильными считаются молитвы об исцелении. Когда у моей свекрови сильно ...

Молитва святым Киприану и Устинье: от сглаза, колдовства и порчи

Молитва святым Киприану и Устинье — как правильно читать Жизнь полосата – черная и белая полоса в ней часто чередуются. Но бывает так, что внезапно ...

Молитва Покрова Пресвятой Богородицы

Молитва Покрова Пресвятой Богородицы Молитва Покрова Пресвятой Богородицы – очень сильная и действенная. Говорю по своему опыту, поскольку в тяжелой ситуации помощь ко мне пришла ...

Молитва покаяния за весь род: за прощение грехов, за здравие близких и родных

Молитва покаяния за весь род: за прощение грехов, за здравие близких и родных Хочу поделиться информацией о том, как правильно читать молитву за весь свой ...

Молитва по соглашению: как правильно молиться богу

Молитва по соглашению — как правильно молиться Часто проблемы и горе людей совпадают. Отсутствие детей, болезни близких усиливают веру в Бога, и человек начинается молиться ...

Молитва по соглашению — как правильно молиться

Молитва по соглашению — как правильно молиться Молитва по соглашению часто практикуется среди православных христиан. Что из себя она представляет и как правильно молиться — ...

Молитва для очищения дома

Молитва для очищения дома Независимо от того купили вы новый дом или давно живете в нем, нужно провести чистку старой энергии, так как все события, которые происходят в помещении, оставляют специфический след.

Молитва Петру и Февронии о сохранении семьи

Молитва Петру и Февронии о сохранении семьи Как бы отчаянно не спорили карьеристы, но семья — самое важное и главное, что может быть у человека. ...

Молитва перед началом и по окончанию всякого дела на русском языке

Молитва перед началом и по окончанию всякого дела на русском языке Добрый христианин всегда должен помнить, что его жизнь на земле полностью в руках Создателя. ...

Молитва Пантелеймону Целителю о здравии

Молитва Пантелеймону Целителю о здравии 9 августа Православной Церковью празднуется день Великомученика Пантелеймона, почитаемого в качестве сильного святого-врачевателя, покровителя врачей и больных христиан. Молитва о ...

Икона Знамение Божией Матери: в чем помогает

Икона Знамение Божией Матери: в чем помогает К наиболее почитаемым православным образам относится икона божией матери знамение, что связано с чудесами, которые совершались данным ликом. ...

Молитва на ночь перед сном: еврейская, православная, мусульманская, Ангелу Хранителю, читать, слушать

Молитва на ночь перед сном Молитва на ночь — это обязательное действо для верующего человека. В этот момент человек открывает свою душу перед Высшим Силами ...

Молитва от порчи, сглаза и колдовства — Православные иконы и молитвы

Православные иконы и молитвы Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции. Молитва от порчи, сглаза и колдовства Спаси, Господи!;. Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Молитвы на каждый день.

Молитва о возвращении любимого человека

Возвращаем любимого человека с помощью молитвы Оставшись одна, каждая женщина проходит несколько этапов переживания ситуации: гнев, отрицание и непреодолимое желание вернуть любимого человека.